Персональный сайт воспитателя Кузьминовой Елены Петровны

Дополнительная программа художественно-эстетической направленности «Озорные ладошки» Срок реализации программы - 1 год Авторская программа «Цветные ладошки» И.А. Лыковой Разработана Кузьминовой Е.П.

Дополнительная программа

художественно-эстетической направленности

«Озорные  ладошки»

Срок  реализации программы - 1  год

 

Авторская программа

«Цветные ладошки»

 И.А. Лыковой

Разработана  Кузьминовой Е.П.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1.Пояснительная записка                                                                                

                                                                                                               

2.Задачи художественно- творческого  развития детей 5-6  лет

                                                                                                                       

3.Перспективное тематическое  планирование занятий в старшей   группе

                                                                                                                                 

4.Педагогическая диагностика

                                                           

5.Список  репродукций и предметов искусства для  рассматривания и бесед

в старшем  дошкольном  возрасте

                                                           

6.Список литературы                                                                                  


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Программа «Озорные ладошки»

 

Дополнительная программа

художественно-эстетической направленности

старшая группа –32 занятия

 

Актуальность проблемы качества дошкольного образования возрастает с каждым днем. Перед работниками дошкольных образовательных учреждений стоит непростая задача построить свою работу так, чтобы она не только соответствовала запросам общества, но и обеспечивала сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства.

Направленность дополнительной образовательной программы.

Начавшийся в начале 90-х годов процесс обновления начального образования выдвинул на первый план новые приоритеты целей и задач дошкольного образования.

Одной из таких целей является: повышение качества дошкольного образования через предметы эстетического цикла.

Школа раннего развития предлагает курс занятий по программе художественного воспитания, обучения и развития детей «Цветные ладошки», автор Лыкова И. А., которая представляет вариант реализации базисного содержания и специфических задач художественно-эстетического образования детей в изобразительной деятельности, содержит интегрированную систему занятий по лепке, аппликации и рисованию. Интеграция разных видов изобразительного искусства и художественной деятельности детей обеспечивает оптимальные условия для полноценного развития художественно-эстетических способностей детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями.

Новизна, актуальность, педагогическая целостность данной дополнительной программы художественно-эстетического воспитания.

Художественный образ, лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и является центральным, связующим понятием в системе эстетического воспитания.

Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности например в рисунке.

Занятия по программе «Озорные ладошки» направлены на реализацию базисных задач художественно-творческого развития детей. Развитие восприятия детей, формирование представлений о предметах и явлениях окружающей действительности и понимание того, что рисунок – это плоскостное изображение объемных предметов.
 Цели и задачи дополнительной образовательной .

Цель программы - формирование у детей дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.

 

Основные задачи:

1.Развитие эстетического восприятия художественных образов (в произве­дениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстети­ческих объектов.

2.Создание условий для свободного экспериментирования с художествен­ными материалами и инструментами.

3.Ознакомление с универсальным «языком» искусства - средствами художе­ственно-образной выразительности.

4.Амплификация (обогащение) индивидуального художественно-эстетичес­кого опыта (эстетической апперцепции): «осмысленное чтение» - расп­редмечивание и опредмечивание -художественно-эстетических объектов с помощью воображения и эмпатии (носителем и выразителем эстетического выступает цельный художественный образ как универсальная категория); интерпретация художественного образа и содержания, заключённого в художественную форму.

5. Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности.

6. Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии.

7. Создание условий для многоаспектной и увлекательной активности детей в художественно-эстетическом освоении окружающего мира.

8.Формирование эстетической картины мира и основных элементов «Я - концепции-творца».

 

Отличительные особенности данной образовательной программы

Занятие адаптированы к специфике и особенностям преподавания в нашем саду. Изменения или дополнения в занятия внесены на основе полученных диагностических материалов. Скоростью и возможности усвоения именно нашими детьми с учетом их индивидуальных особенностей, а также пожелания детей.

Работа ведется с детьми желающими рисовать и имеющими индивидуальные возможности усвоить больше, чем программные задачи. Возможности детей выявлены в ходе индивидуальной повседневной изобразительной деятельности и диагностики.

Занятия проводятся в 1 возрастной группе, старшей .

Количество детей от 12.

 

 Количество учебных часов в году 37 (одно занятие в неделю).

 

Возраст детей

Продолжит.

занятия

Периодичность в неделю

Кол-во часов в год

Старшая гр.

25 мин.

1 раз

37 занятий

 

 

Ожидаемые результаты

В ходе прохождения курса обучения рисования дети должны свободно ориентироваться в получении новых цветов и оттенков. Самостоятельно выбирать средства выразительности для изображения более точного образа. Владеть навыками срисовывания. Владеть первичными навыками дизайнерского искусства. Свободно ориентироваться в жанрах живописи. А так же получать эмоциональное удовлетворение от занятий рисования.

Формы проведения итогов реализации образовательной программы.

Контроль за эффективностью проведению занятий ведется в ходе индивидуального подхода, систематической организации выставок внутри детского сада.

Дидактические принципы построения и реализации Программы «Озорные ладошки»

Общепедагогические  принципы,

обусловленные единством учебно-воспитательного пространства ДОУ:

принцип культуросообразности: построение и/или корректировка универ­сального эстетического содержания

программы с учётом региональных культурных традиций;

принцип сезонности: построение и/или корректировка познавательного содержания программы с учётом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени;

принцип систематичности и последовательности: постановка и/или корректировка задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»;

принцип цикличности: построение и/или корректировка содержания программы с постепенным

усложнение и расширением от возраста к возрасту;

принцип оптимизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса;

принцип развивающего характера художественного образования;

принцип природосообразности: постановка и/или корректировка задач художественно-творческого развития детей с учётом «природы» детей -возрастных особенностей и индивидуальных способностей;

принцип интереса: построение и/или корректировка программы с опорой на интересы отдельных детей и детского сообщества (группы детей) в целом.

 

Специфические принципы, обусловленные особенностями художественно-эстетической деятельности:

принцип эстетизации предметно-развивающей среды и быта в целом;

принцип культурного обогащения (амплификации) содержания изобра­зительной деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей разных возрастов;

Принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности;

принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и ху­дожественной деятельности;

принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (вос­питание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлек­тирующего);

принцип обогащенсенсорно-чувственного опыта;

принцип организации тематического пространства (информационного поля) - основы для развития образных представлений;

принцип взаимосвязи обобщённых представлений и обобщённых спосо­бовдействий, направленных на создание выразительного художественного образа;

принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических ре­акций, эмоциональной открытости).

Эстетическое отношение ребёнка к окружающему миру являет собой целую систему его индивидуальных, избирательных связей с эстетическими качест­вами предметов и явлений действительности. В эстетическое отношение ребёнка входит его эмоциональный отклик на прекрасное (красивое, привлекательное), добрые чувства, его творческая деятельность, посильное стремление к преобразованию окружающего по законам красоты, а также к оценке красивых, гармоничных сочетаний красок, звуков, рифм и т.д. Эстетический компонент оказывает существенное влияние на установление ведущих звеньев структуры личности в целом.

Для более чёткой ориентировки важно построить модель эстетического от­ношения детей к окружающему миру, которая в лаконичной (схематичной) форме отразит комплекс взаимосвязанных компонентов художественного развития ребёнка. Такая модель поможет распознавать и формировать процесс художественно-творческого развития детей с учётом возрастных и индивидуальных особенностей.

Модель  эстетического  отношения

включает три ведущих компонента, из которых, в свою очередь, является многосторонним явлением.

 

 

1.Способность эмоционального переживания.

Ребёнок не только видит, но и ощущает, чувствует художественный образ, являясь как бы соучастником событий и явлений, передаваемых художественным произведением. Эмоциональное переживание возникают и проявляются в меру возрастных и индивидуальных возможностей детей, они же способствуют развитию мотивационной уста­новки на активное участие в художественной деятельности. Эмоционально-эстетическое переживание возникает на основе специфики воздействия искусства в разных его проявлениях. Сначала это ориентировочное действие, затем возникновение интересов и предпочтений, на основе которых формируется нравственно-эстетическая направленность.

2.Способность к активному усвоению художественного опыта (эстети­ческой апперцепции), к самостоятельной творческой деятельности, к саморазвитию и экспериментированию(поисковым действиям). Общеизвестно, что художественный опыт передаётся ребёнку в различных направлениях и видах творческой деятельности. Ребёнок приобретает основы знаний и представлений о различных видах искусства, начинает осваивать их «язык» - изобразительно-выразительные средства. На этой основе у ребёнка формируются практические художественные умения и в результате - склады­вается опыт художественно-творческой деятельности. Педагогу важно знать, что наиболее важными в эстетическом опыте являются способности, которые позволяют ребёнку самостоятельно переносить свой опыт (уже знакомое и освоенное под руководством взрослого или в сотворчестве с ним) в новые условия и самостоятельно применять в творческих ситуациях.

3.Специфические художественные и творческие способности (восприя­тие, исполнительство и творчество).

В эстетическом воспитании ведущая деятельность детей - художественная. Развивающий характер эстетического воспитания состоится при условии детьми обобщёнными (типичными) и самостоятельными способами ху­дожественной деятельности, необходимыми и достаточными во всех видах художественной деятельности.

Методы эстетического воспитания:

метод пробуждения ярких эстетичес­ких эмоций и переживаний с целью овладения даром сопереживания;

метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной  отзывчивости на прекрасное в окружающем мире;

метод эстетического убеждения (По мысли А.В. Бакушинского «Форма, колорит, линия, масса и пространство, фактура должны убеждать собою не­посредственно, должны быть самоценны, как чистый эстетический факт».);

метод сенсорного насыщения (без сенсорной основы немыслимо приобщение детей к художественной культуре);

метод эстетического выбора («убеждения красотой»), направленный на формирование эстетического вкуса;

метод разнообразной художественной практики;

метод сотворчества (с педагогом, народным мастером, художником, свер­стниками);

метод нетривиальных (необыденных) творческих ситуаций, пробуждающих интерес к художественной деятельности;

метод эвристических и поисковых ситуаций.

Интеграция разных видов изобразительного искусства и художественной деятельности детей на основе принципа взаимосвязи обобщённых представлений (интеллектуальный компонент) и обобщён­ных способов действий (операциональный компонент) обеспечивает оптимальные условия для полноценного развития художественно-эстетических способностей детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями.

Авторская программа художественного воспитания и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» включает систематизированный комплекс учебно-методических изданий и современного наглядного материала (демонстрационного и раздаточного).

Рабочая программа является «открытой» и предусматривает вариативность, интеграцию, изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости.

 

 

Изобразительная деятельность в старшей группе

Задачи художественно-творческого развития детей 5-6 лет

Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до создания оригинального образа (ком­позиции) адекватными изобразительно-выразительными средствами. Движение от простого образа-представления к эстетическому обобщению, от восприятия цельного образа как единичного к осознанию его внутреннего смысла и пониманию типичного осуществляется под влиянием взрослых, передающих детям основы культуры.

Исходя из этого, воспитатель ставит перед собой и творчески реализует це­лый комплекс взаимосвязанных задач.

Знакомить детей с произведениями разных видов искусства (живопись, графика, народное и декоративно-прикладное искусство, архитектура) для обогащения зрительных впечатлений, формирования  эстетических чувств и оценок.

Обращать внимание детей на образную выразительность разных объек­тов в искусстве, природном и бытовом окружении (вещи, созданные руками народных умельцев, архитектурные сооружения, природные ландшафты, специально оформленные помещения, мебель, посуда, одежда, игрушки, книги и т.п.); учить замечать общие очертания и отдельные детали, контур, колорит, узор; показывать, из каких деталей складываются многофигурные композиции, как по-разному выглядит с разных сторон один и тот же объект.

Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства, мысли; поддерживать личностное творческое начало.

Обогащать содержание изобразительной деятельности в соответствии с за­дачами познавательного и социального развития детей старшего дошкольного возраста; инициировать выбор сюжетов о семье, жизни в детском саду, а также о бытовых, общественных и природных явлениях (воскресный день в семье, детский сад на прогулке, профессии близких взрослых, любимые праздники, средства связи в их атрибутном воплощении, ферма, зоопарк, лес, луг, аквариум, герои и эпизоды из любимых сказок и мультфильмов).

Учить детей грамотно отбирать содержание рисунка («населять» лес, водоём, пустыню соответствующими обитателями, на лугу изображать ромашки, васильки, колокольчики, а в саду - розы, астры, тюльпаны).

Поддерживать желание передавать характерные признаки объектов и явле­ний на основе представлений, полученных из наблюдений или в результате рассматривания репродукций, фотографий, иллюстраций в детских книгах и энциклопедиях (у золотого петушка разноцветный хвост, ярко-красный гребень и бородка); отражать в своих работах обобщённые представления о цикличности изменений в природе (пейзажи в разное время года).

Совершенствовать изобразительные умения во всех видах художественной деятельности: продолжать учить передавать форму изображаемых объектов, их характерные признаки, пропорции и взаимное размещение частей; передавать несложные движения (птичка летит, кукла пляшет, кошка подкрадывается к мышке, спортсмен бросает мяч рукой или отбивает ногой), изменяя статичное положение тела или его частей (приподнятые крылья, поднятые или расставленные в стороны руки; со­гнутые в коленях ноги); при создании сюжета передавать несложные смыс­ловые связи между объектами, стараться показать пространственные взаимоотношения между ними (рядом, сбоку, вверху, внизу), используя для ориентира линию горизонта.

Поддерживать стремление самостоятельно сочетать знакомые техники, помогать осваивать новые, по собственной инициативе объединять разные способы изображения

Формировать представления о художественных ремеслах (резьба и роспись по дереву, гончарное дело, ткачество, ковроделие и т.п.), знания о том, какими материалами и инструментами пользуются мастера.

совершенствовать технику гуашевыми красками (смешивать краски, чтобы получать новые цвета и оттенки; легко, уверенно пользоваться кистью - умело проводить линии в разных направлениях, в декоративном рисовании создавать элементы узора всем ворсом кисти или концом); учить рисовать акварельными красками; показать возможность цветового решения одного образа с помощью нескольких цветов или их оттенков .

 

Перспективное тематическое планирование занятий по изобразительной деятельности в старшей группе (5-6  лет)

 

Месяц

Название занятия

Задачи занятия

Сентябрь

«Весёлое лето»

«Лето красное прошло»

«Деревья в нашем парке»



«Кошки на окошке»

Рисование простых сюжетов с передачей движений, взаимодействий и отношений между персонажами.

И.А Лыкова «Цветные ладошки» стр20

 Создание беспредметных (абстрактных) композиций; составление летней цветовой палитры.

И.А Лыкова «Цветные ладошки» стр 26

Рисование лиственных деревьев по представлению с передачей характерных особенностей строения ствола и кроны.

И.А Лыкова «Цветные ладошки» стр 32

Создание композиций из окошек с симметричными силуэтами кошек и декоративными занавесками разной формы.

И.А Лыкова «Цветные ладошки» стр 38

Октябрь

«Осенний натюрморт»

«Осенние листочки»

«Игрушка дымковская»



«Нарядные лошадки»

Рисование овощей по их описанию в загадках и шуточном стихотворении; развитие воображения.

И.А Лыкова «Цветные ладошки» стр 40

Рисование осенних листьев с натуры, передавая их форму карандашом и колорит - акварельными красками.

И.А Лыкова «Цветные ладошки» стр 50

Знакомство с дымковской игрушкой как видом народного декоративно-прикладного искусства.

И.А Лыкова «Цветные ладошки» стр 58

Декоративное оформление вылепленных лошадок по мотивам дымковской игрушки (кругами, пятнами, точками, прямыми линиями и штрихами).

И.А Лыкова «Цветные ладошки» стр 62

Ноябрь

«Золотая хохлома»


 

«Расписные ткани »


 

«Лиса-кумушка»



«Чудесные превращения кляксы»

Знакомство детей с «золотой хохломой», рисование узоров из растительных элементов (травка, Кудрина, ягоды, цветы) по мотивам хохломской росписи.

И.А Лыкова «Цветные ладошки» стр 66

Рисование раппопортных узоров по всему пространству листа бумаги. Развитие чувства ритма. цвета, формы.

И.А Лыкова «Цветные ладошки» стр

Создание парных иллюстраций к разным сказкам: создание контрастных по характеру образов одного героя; поиск средств выразительности.

И.А Лыкова «Цветные ладошки» стр 74

Свободное экспериментирование с разными материалами и инструментами: опредмечивание -«оживление» необычных форм.

И.А Лыкова «Цветные ладошки» стр 80

Декабрь

«Белая берёза под моим окном…»


 

«Волшебные снежинки»


 

«Еловые веточки»




«Кошка с котятами»

Изображение зимней (серебряной) берёзки по мотивам лирического стихотворения; гармоничное сочетание разных изобразительных техник.

И.А Лыкова «Цветные ладошки»  стр 92

Построение кругового узора из центра, симметрично располагая элементы на лучевых осях или по концентрическим кругам.

И.А Лыкова «Цветные ладошки» стр 94

Рисование еловой ветки с натуры; создание коллективной композиции «рождественский венок»

И.А Лыкова «Цветные ладошки» стр 100

Учить детей рисовать пушистый мех животного с помощью жёсткой кисти. Учить составлять композицию, учитывая передний и задний план. Развивать наблюдательность, самостоятельность, творческую активность

И.А Лыкова «Цветные ладошки»

Январь

«Весёлый клоун»




«Весело качусь я под гору в сугроб»(2 занятия)



«Сказочная гжель»

Рисование выразительной фигуры человека в контрастном костюме -в движении и с передачей мимики (улыбка, смех).

И.А Лыкова «Цветные ладошки» стр 120

Развитие композиционных умений (рисование по всему листу бумаги с передачей пропорциональных и пространственных отношений).

И.А Лыкова «Цветные ладошки» стр 116

Познакомить детей с традиционным русским промыслом- «гжельская керамика»; освоить простые элементы росписи (прямые линии различной толщины, точки, сеточки). Воспитывать уважение к народным умельцам.

И.А Лыкова «Цветные ладошки» альбом

Февраль

«Наша группа»

«Волшебные цветы»



 

«Папин портрет»

 «Милой мамочки портрет»

Отражение в рисунке личных впечатлений о жизни в своей группе детского сада; сотворчество и сотрудничество.

И.А Лыкова «Цветные ладошки» стр 126

Рисование фантазийных цветов по мотивам экзотических растений; освоение приёмов видоизменения и декорирования лепестков и венчиков.

И.А Лыкова «Цветные ладошки» стр 132

Рисование мужского портрета с передачей характерных особенностей внешнего вида, характера и настроения конкретного человека (папы, дедушки, брата, дяди.

И.А Лыкова «Цветные ладошки» стр136

Рисование женского портрета с передачей характерных особенностей внешнего вида, характера и настроения конкретного человека.

И.А Лыкова «Цветные ладошки» стр 142

Март

«Солнышко покажись»



 

«Солнечный цвет»

«Дымковская барышня»



«Весеннее небо»

Рисование солнышка по мотивам декоративно-прикладного искусства и книжной графики (по иллюстрациям к народным потешкам и песенкам).

И.А Лыкова «Цветные ладошки» 148

Экспериментальное (опытное) освоение цвета; расширение цветовой палитры «солнечных» оттенков.

И.А Лыкова «Цветные ладошки» стр 154

Декоративное оформление вылепленных фигурок по мотивам дымковской игрушки (кругами, пятнами, точками, штрихами.

И.А Лыкова «Цветные ладошки» стр 166

Свободное экспериментирование с акварельными красками и разными художественными материалами: рисование неба способом цветовой растяжки «по мокрому».

И.А Лыкова «Цветные ладошки» стр 168

Апрель

«Я рисую море»





«Морская азбука»

 «Превращения камешков»




«Наш аквариум»

Свободное экспериментирование с акварельными красками и разными художественными материалами: рисование неба способом цветовой растяжки «по мокрому.

И.А Лыкова «Цветные ладошки» стр 172

Изготовление коллективной азбуки на морскую тему: рисование морских растений и животных, названия которых начинаются на разные буквы алфавита.

И.А Лыкова «Цветные ладошки» стр 178

Создание художественных образов на основе природных форм (камешков). Освоение разных приёмов рисования на камешках различной формы.

И.А Лыкова «Цветные ладошки» стр 190

Составление гармоничных образов ры­бок из отдельных элементов (кругов, овалов, треугольников).

И.А Лыкова «Цветные ладошки»  стр 194

Май

«Зелёный май»




 «Радуга-дуга»





«Чем пахнет лето»



«Солнышко нарядись»

Экспериментальное (опытное) освоение цвета; развитие творческого воображения, чувства цвета и композиции; расширение «весенней» палитры. Воспитание художественного интереса к природе, отображению представлений и впечатлений от общения с ней в изодеятельности.

И.А Лыкова «Цветные ладошки» стр 196

Самостоятельное и творческое отражение представлений о красивых природных явлениях разными изобразительно-выразительными средствами. Воспитание художественного интереса к природе, отображению представлений и впечатлений от общения с ней в изодеятельности.

И.А Лыкова «Цветные ладошки» стр 202

Закрепить знания о жанре живописи- натюрморте. Учить детей рассматривать натуру, сравнивая длину, ширину, цвет, форму предметов. Учить делать подготовительный набросок, т.е. строить рисунок, намечая основные контурные очертания простым карандашом; затем закрашивать акварельными красками.

И.А Лыкова «Цветные ладошки» стр206

Продолжать развивать творческую активность и воображение детей. Учить ассоциировать музыку со своим настроением, называть своё душевное состояние и выражать его на бумаге при помощи цветовых пятен, линий, образов. Закреплять умение детей смешивать цвета.

И.А Лыкова «Цветные ладошки» стр152

 

 

 

Примерный список  детских книг с иллюстрациями известных художников

Иллюстрации   известных художников


Билибин И. Русские народные сказки «Белая уточка», «Василиса Прекрасная», «Марья Моревна», «Перышко  Финиста  Ясна-Сокола», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о сером волке», «Царевна-лягушка» 
Васнецов Ю. «Три медведя» Л. Толстого, русские народные песенки в обработке К. Чуковского «Пятьдесят поросят», «Русские народные сказки» из сборника A.  Афанасьева, сборники русских народных потешек «Радуга-дуга» и «Ладушки»

Владимирский Л. «Волшебник изумрудного города» Н. Волкова

Демченко .«Сказки-крошки»

Дехтерёв Б.«Красная шапочка» Ш. Перро

Дубинчик Т.«Жили у бабули» по книге К.Д. Ушинского «Родное слово», альбом для рисования «Помаляка», «Колобок»

Елисеев А. русская народная сказки в обработке М. Булатова «Лисичка со скалочкой»

Конашевич В. «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке» А. Пушкина; «Чудо-дерево», «Путаница» и «Мойдодыр» К. Чуковского; «Золушка» Ш. Перро; «Горшок каши» братьев Гримм; «Сказки» Г.-Х. Андерсена; «Старик-годовик» В. Даля; «Сказ про муравья и великана» Н. Кончаловской; русские волшебные сказки «Ненаглядная красота»; английские детские песенки «Плывёт, плывёт кораблик»; английские народные сказки «Как Джек ходил счастье искать»; французские народные песенки «Сюзон и мотылёк»; польские народные детские песенки «Дедушка Рох»

Лебедев В. «Разноцветная книга», «Усатый-полосатый», «Цирк» и «Мистер Твистер» С. Маршака

Маврина Т. Русская народная сказка «Как у бабушки козёл», книжка-потешка «Плетень», «Сказка о золотом петушке» А. Пушкина

Манухин Я. Былина в обработке А. Нечаева «Микула Селянинович»

Орлова Н. Русские народные сказки «Колобок», «Лисичка со скалочкой»,«Лисичка-сестричка и серый волк», «Двенадцать месяцев» С. Маршака Пахомов А. «Азбука» Л. Толстого, «Рассказ о неизвестном герое» С. Маршака, «А что у вас?» С. Михалкова Пивоваров В. «Старушки с зонтиками» Мануэля Лопеса Рачев Е. русские народные сказки «Волк и козлята», «Лиса и журавль», венгерская сказка «Два жадных медвежонка» Репкин П. венгерская сказка «Два жадных медвежонка», «Краденое солнце» К.Чуковского, «Сорока-белобока» Е.Благининой, словацкая сказка «Усолнышка в гостях» Савченко А. русская народная сказка «Заюшкина избушка», «Волшебник Изумрудного города» Н. Волкова)  Сутеев В«Слонёнок» Р. Киплинга, «Сказки вкартинках» В. Сутеева, «Кто сказал «мяу?» С. Маршака Токмаков Л. книга шотландских песенок «Крошка Вилли Винки» Федотова М.книги для бесед по картинкам «Гдемы были летом?», «Как мы провожали осень?», «Что мы делали зимой?», «Как мы встречали весну?» Г. Фроловой Чарушин Е. «Медвежата», «Олешки», «Вот они какие», «Тюпа,Томка и сорока» и «Моя первая зоология» Е. Чарушина, «Детки в клетке» С. Маршака, «Лесные разведчики» В. Бианки, «Лягушка-путешественница» Н. Гаршина Чекмарёва И. «Тихие стихи и звонкие песни» В.Петровой, «Один и много» С. Теплюк, «Зайкины истории»


Педагогическая  диагностика

Показатели

художественно-творческого развития детей дошкольного возраста


Общие показатели развития детского творчества:
компетентность (эстетическая компетентность)
творческая активность
эмоциональность
произвольность и свобода поведения
инициативность
самостоятельность и ответственность
способность к самооценке
субъективная новизна, оригинальность и вариативность как способов решений творческой задачи, так и результата (продукта) детского творчества;
 нахождение адекватных выразительно-изобразительных средств для соз­дания художественного образа;
большая динамика малого опыта, склонность к экспериментированию с художественными  материалами   и инструментами;
индивидуальный «почерк» детской продукции;
самостоятельность при выборе темы, сюжета, композиции, художественных материалов и средств художественно-образной выразительности;
способность к интерпретации художественных образов; » общая ручная умелость.
Экспериментальная модель выразительного художественного образа как интегральной художественно-эстетической способности включает комплекс эстетических способностей и умений (И.А. Лыкова):
восприятие художественных образов (в произведениях искусства) и пред­метов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов;
осмысленное «чтение» - распредмечивание и опредмечивание - художе­ственно-эстетических объектов с по­мощью воображения и эмпатии, (но­сителем эстетического выступает выразительный образ как универсальная категория); интерпретация формы и содержания, заключённого в художественную форму;
творческое освоение «художественного языка» - средств художественно-образной выразительности;
самостоятельное созидание (сотворение) художественных образов в изоб­разительной деятельности;
проявление эстетического отношения во всех видах детской художествен­ной деятельности и повседневной жизни (таких, как: самодеятельные игры и занятия, прогулки, самообслуживание);
экспериментирование с художественными инструментами, материалами с целью «открытия» их свойств и способов создания художественных образов.
3. Методика проведения диагностики.
Педагогическая  диагностика  детей проводится  с  детьми  в  естественных условиях. В отдельном помещении оборудуется место для индивидуальных занятий с детьми. На столе свободно размещаются разные художественные материалы и инструменты для свободного выбора их детьми в ходе эксперимента: краски гуашевые, кисти трёх размеров, фломастеры, цветные карандаши, салфетки бумажные и матерчатые, бумага белая трёх форматов (большого, среднего и маленького). Дети приглашаются индивидуально, рассматривают материалы и инструменты. В непринужденной игровой форме ребёнку предлагается назвать всё, что он видит (при этом фиксируется общая ориентировка ребёнка в художественных материалах), и выбрать, чем бы он хотел заниматься (что бы хотел делать). Предлагается также выбрать материалы для реализации своего замысла.По ходу эксперимента фиксируются: выбор ребенка, внешние проявления его реакции на ситуацию, последовательность развития замысла, сочетание видов деятельности, комментарии по ходу действий, игровое и речевое развитие художественного образа.
Для анализа процесса и результата детской художественной деятельности была разработана система показателей, сведённая в таблицу для удобства фиксации наблюдений экспериментаторов.

 «Портрет»

художественно-творческого развития детей дошкольного возраста

(методика Казаковой Т.Г., Лыковой И.А.)

1.Характеристика отношений, интере­сов, способностей в области художественной деятельности:
2) увлечённость;
4) творческое воображение;
2. Характеристика качества способов творческой деятельности:
1) применение известного в новых условиях;
2) самостоятельность в нахождении способов (приёмов) создания образа;
3) нахождение оригинальных способов (приёмов), новых для ребёнка;
3. Характеристика качества продукции:
1) нахождение адекватных выразительно-изобразительных средств для создания образа;
2) соответствие результатов изобразительной деятельности элементарным художественным требованиям;

Рисование сюжетное по замыслу (педагогическая диагностика)

 «Посмотрим в окошко»

Задачи. Учить детей рисовать простые сюжеты по замыслу. Выявить уро­вень развития графических умений и композиционных способностей. Позна­комить с новым способом выбора сюжета (определения замысла) - рассматривание вида из окна через видоискатель. Создать условия для самостоятельного изготовления аппликативных рамочек. Воспитывать любознательность, интерес к познанию своего ближайшего окружения и его отражению в рисунке.
Предварительная работа. Экскурсия по детскому саду с остановками возле всех окон и рассматриванием «видов» через видоискатель - картонные или деревянные рамки (пустые) разной формыи величины. Беседа об увиденном за окном. Рассматривание репродукций, художественных открыток, иллюстраций в книгах, настенных календарей. Беседа по плакату «Прогулки». Рассматривание иллюстраций в детских книжках, изобра­жающих разные домики с окошками, например: «Колобок», «Заюшкина избушка», «Козлятки и волк», «Три поросёнка».
Чтение чистоговорки Г. Лагздынь с договариванием детьми строчек из одинаковых слогов:
На-на-на-на-на-на-на!
Смотрит кто-то из окна!
Не-не-не-не-не-не-не!
Кто же там торчит в окне
Ни-ни-ни-ни-ни-ни-ни!
Эй, цветок не урони!
Но-но-но-но-но-но-но!
Мы отправились в кино!
Ну-ну-ну-ну-ну-ну-ну!
Тучи спрятали луну.
Ны-ны-ны-ны-ны-ны-ны!
Как темно-то без луны!
На-на-на-на-на-на-на!
Машет мама из окна!
Материалы, инструменты, оборудо­вание. Листы бумаги белого или светло-голубого цвета, цветные карандаши, фломастеры. Цветная бумага, ножницы, клей и клеевые кисточки или клеящие карандаши, салфетки бумажные или матерчатые, коробочки для обрезков. Две обложки для оформления коллективного альбома «Посмотрим в окошко» (с гори­зонтальным и вертикальным размещением листов). Видоискатели - деревянные или картонные рамки разной формы и величины.

Содержание занятия.
Воспитатель читает детям рассказ «Окно» из цикла рассказов «Моя семья»
- На этой стене - окно, а на той стене - рама с картиной. Окно - тоже рама с картиной.
Картина за окном больше, потому что там двор, за двором - огород, за ним -дорога, за дорогой - поле с зелёной тра­вой, а сверху - голубое небо. По дороге идут люди, а по небу плывут облака.
И на картине тоже есть небо и облако. Всё время это облачко стоит на одном месте.
В окно я вижу, как папа возвращается с работы в обед и как снова уходит и машет мне рукой.
Через раму картины ничего не видно.
Самая лучшая рама с картиной - наше окно. Всё в нём живое: и куры, и наседка с цыплятами, и собака, и ребята, которые идут звать меня на улицу играть с ними. Больше всего я люблю смотреть в наше окно.
Воспитатель спрашивает детей, почему мальчик из рассказа думает, что самая лучшая рама с картиной - это окно, и что он видит за окном (проводится краткая беседа по содержанию рассказа).
Педагог интересуется, любят ли дети смотреть в окно, что видят на улице, похожи ли эти «виды» за окном на картины. Затем предлагает нарисовать такие же необычные картины. Просит взять видоискатели, поднести их к глазам, глаза при этом закрыть и представить себе красивую картину за окном своего дома или детского сада.
Тихо (на ушко) спрашивает у каждого ребёнка, что он «увидел» и что будет рисовать. Помогает наводящими и уточняющими вопросами (это вид из окна дома, дачи, детского сада, бабушкиной квартиры; что видно из окна - дерево, детскую площадку, другой дом, дорогу, машины, магазин, пруд, парк и т.д.).
Педагог обращает внимание детей на подготовленные заранее художествен­ные материалы - листы бумаги белого или светло-голубого цвета, фломастеры, цветные карандаши, цветная бумага, ножницы, клей, салфетки. Подсказывает, что при желании дети могут сами сде­лать рамочки для своих картин.
Дети выбирают материалы, рисуют, при желании обрамляют свои «картины» рамочками - рисуют или самостоятельно отрезают полоски цветной бумаги (по аналогии с предыдущим занятием). Тем самым воспитатель выявляет, кто из детей уже умеет держать ножницы и резать по прямой. Воспитатель отмечает также, кто из детей по своей инициативе делает перенос умений, полученных на одном занятии, в другую тему. В последующем можно будет сравнить типы рамочек, которыми дети обрамляли картинки для шкафчиков и виды из окна.
В конце занятия педагог показывает детям две обложки для альбомов «По­смотрим в окошко» (с вертикальным и горизонтальным расположением листов) и просит детей принести свои рисунки к подходящей обложке, не поясняя разницы между ними. Если кто-то из детей ошибается с выбором, педагог просит положить картинку под обложку так, чтобы картинку не было видно, как в настоящей книге. Воспитатель сообщает, что после сна они продолжат оформлять свои альбомы, чтобы показать их родителям.
После занятия.
Оформление альбомов «Посмотрим в окошко» (с горизонтальным и верти­кальным размещением листов). Беседа по картинкам, составление описатель­ных рассказов.
Чтение рассказа Г. Лагздынь «На дачу»:
- Я еду с ребятами на дачу. В автобусе меня посадили с Витей. Я хорошо видела маму. Мама махала платком. Остальные родители что-то говорили и улыбались. Воспитательница Елена Александровна предложила: «Давайте, ребята, крикнем хором: «До-сви-да-ни-я!»
И мы кричали хором:
- До-сви-да-ни-я! Было очень весело.
Потом мы долго ехали. Витя из своей корзинки съел все конфеты и стал заглядывать в мою. Елена Александровна пересадила его на переднее сиденье, поближе к себе. А ко мне сел Димка.
Димка водил пальцем по стеклу, жуж­жал и говорил, что это летит вертолёт.
-Если, Димочка, мы на вертолёте, - сказала я, - то кругом должно быть голу­бое небо.
-А ты, Майка, думай, что кругом небо, - сказал Димка.
Я стала думать, но у меня ничего не получалось. А как может получиться, ес­ли вокруг кусты и деревья? И всё зелёное- презелёное?
Рисование-фантазирование или речевая игра «Что видно за..?» На небольших листах бумаги (1/2 машинописного листа) воспитатель предлагает нарисовать карандашами, что видят за окном машинист поезда, колобок, Баба-Яга, котёнок...
Рисование сюжетное по замыслу (педагогическая диагностика)

 «Улетает наше лето»

Задачи. Создать условия для отражения в рисунке летних впечатлений. Вы­явить уровень способностей к сюжетосложению и композиции.
Предварительная работа. Беседа о летних занятиях и развлечениях. Схема­тическое изображение человека с помощью счётных палочек, карандашей, бумажных полосок. Рисование человечков палочками на песке или на земле, выкладывание фигурок из счётных палочек, веточек, карандашей. Подготовка альбома или газеты с семейными фотографиями о летнем отдыхе. Чтение стихотворения В. Шипуновой «Пляжная фотография»:
Мартышка тихо верещит,
Прикрыла лапкой мордочку.
Неразборчиво хрипит
В репродуктор лодочник.
Кольцами удав блестит,
Павлин колышет перья.
Под пальмой человек сидит,
По-детски в птичку веря.
Материалы, инструменты, оборудование.Белые листы бумаги одного раз­мера для составления общего альбома рисунков «Улетает наше лето»; цветные карандаши и фломастеры (на выбор); простые карандаши, ластики. У воспитателя основа для будущего альбома «Улетает наше лето», фотоаппарат, фотографии о летнем отдыхе детей (желательно, в разных местах).
Рекомендуемые учебные пособия, наглядность. Плакаты «Лето», «Времена года», «Цветные пейзажи».
Содержание занятия.
Перед занятием дети рассматривают газету или альбом с семейными фото­графиями о летнем отдыхе. Первая часть занятия может проводиться на ко­вре или возле окна с красивым видом. Воспитатель читает детям стихотворе­ние Е. Трутневой «Улетает лето»:
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор, как в солнечных лучах, -
Это платье золотое
У берёзы на плечах...
Утром мы во двор идём -Листья сыплются дождём, Под ногами шелестят И летят, летят, летят...
Пролетают паутинки
С паучками в серединке.
И высоко от земли
Пролетели журавли.
Всё летит! Должно быть, это
Улетает наше лето!
Педагог предлагает детям составить на память о лете альбом «фотографий» - только не настоящих, а нарисованных.
Спрашивает детей: «Как отдыхали вы летом? С кем? Что делали? Где были? Какие интересные случаи произошли?» (Свободные высказывания детей.)
- Хорошо летом, весело, много разных интересных дел. Давайте мы с вами на­рисуем, как мы отдыхали летом, чем занимались, во что играли. Каждый нарисует свою картинку о себе и своей семье.
Воспитатель показывает детям будущую обложку альбома и предлагает до­говориться, как будут размещены листы в альбоме (горизонтально или верти­кально). Показывает, как будет выглядеть альбом в случае, если каждый сде­лает по-своему, не договорившись.
Дети выбирают материал для рисования по своему желанию - цветные ка­рандаши, фломастеры, краски. Воспитатель тихо спрашивает, кто из детей какой сюжет выбрал для своего рисунка. Помогает определиться с выбором. Советует детям обращаться к своим товарищам с просьбой показать задуманное движение, чтобы точнее передать позу и движение людей (например: руки подняты вверх для жеста-приветствия или прощания, разведены в стороны, согнуты в локтях, будто бросают или ловят мяч, держат удочку, как будто человек едет на велосипеде или прыгает в воду, бежит за собакой и пр.)
Дети обдумывают свои замыслы, обсуждают сюжеты (события) с товарища­ми или воспитателем и начинают рисовать. Воспитатель в это время оформляет обложку (пишет название «Улетает наше лето») и хорошо рисующим детям, быстро справившимся со своим заданием, предлагает помочь оформить обложку: раскрасить и дописать недостающие буквы, нарисовать летние картинки-символы.
Рисунки, выполненные сухими материалами, дети складывают в альбом под обложку. Рисунки, выполненные красками, вкладывают туда же после просушки.
После занятия.
Рассматривание коллективного альбома «Улетает наше лето», составление и запись рассказов из личного опыта «Где мы были летом».
Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Четыре желания»:
«Митя катался на саночках с ледяной горы и на коньках по замёрзшей реке, прибежал домой румяный, весёлый и говорит отцу: «Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всё зима была!»
«Запиши твоё желание в мою карманную книжку», - сказал отец. Митя записал.
Пришла весна. Митя вволю набегался за пёстрыми бабочками по зелёному лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит: «Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы всё весна была».
Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать своё желание.
Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день ве­селился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене и ве­чером сказал отцу: «Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы ле­ту конца не было». И это желание Мити было записано в ту же книжку.
Наступила осень. В саду собирали плоды - румяные яблоки и жёлтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу: «Осень лучше всех времён года!» Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете».

Примерные задания

для исследования особенностей восприятия цвета в природе и произведениях искусства

Осенние листочки. Дидактическая задача.
Развитие восприятие цвета и цветосочетания в природных объектах, сравне­ние колорита осенних листьев с цветовыми пятнами на палитре.
Вопросы и задания.
Тебе нравится листопад? Ты любишь собирать осенние листья? Посмотри на эти листочки. Они красивые, многоцветные, будто настоящие. Рассмотри каждый листок, полюбуйся его колоритом и подбери на палитре похожую цветовую гамму. Найди кленовый листок. Опиши его колорит и найди такое цветосочетание.
Найди листочек жёлтый (задание для детей 3-4 лет), жёлто-зелёный (для детей 4-5 лет), жёлто-оранжево-зелёный (для детей 5-7 лет). Покажи этот цвет (3-5 лет), это цветосочетание (5-7 лет) на палитре. Подбери этот цвет (3-5 лет) или составь оттенок (5-7 лет).
Какой цвет чаще всего повторяется в осенней гамме? (Жёлтый.) А почему осень в период листопада называют золотой? Вспомни стихи или песни, в которых рассказывается об этом.
Нарисуй осенние листочки.
Говорящие цвета. Дидактическая задача.
Расширение ассоциативного цветового ряда. Обогащение лексики.
Вопросы и задания.
Вспомни, какие «говорящие» цвета ты уже знаешь? Покажи их на палитре и подбери подходящие предметы (картинки): лимонный - лимон... А теперь попробуй угадать, как можно назвать другие цвета. Найди среди картинок морковку и подбери на палитре подходящий цвет. Как называется этот цвет? (Оранжевый.) Но можно сказать и по другому - морковный. Покажи на палитре свекольный цвет. Сиреневый. Оливковый. Если трудно, сравнивай с изображениями плодов, цветов. Как бы ты назвал цвет сливы. (Фиолетовый или иначе - сливовый.) Как ты думаешь, слово «малиновый» произошло от слова «малина» или наоборот? Как лучше сказать про лимон - жёлтый или лимонный? А как точнее? Чем желтый цвет отличается от лимонного? (Жёлтый цвет - чистый, без примесей, а лимонный получается, если жёлтый слегка смешан с зеленым; жёлтый - тёплый, а лимонный - холодноватый.) Какие ещё «говорящие» цвета ты знаешь? А какие из них можно назвать «вкусными»? Нарисуй «вкусные» картинки.
Цвет и настроение
Дидактическая задача. Формирование представления о том, что цвет (цветовая тональность) может передавать состояние природы и настроение человека.
Вопросы и задания.
Посмотри на эти картины и сравни их попарно. О чем рассказывают эти картины? Тема этих картин - осень, но осень разная. На какой картине осень ранняя, золотая, радостная? Опиши осень на второй картине (поздняя, унылая, серая...). Как художнику удалось это показать?
Обрати внимание: каждая картина написана в своей цветовой гамме. Для осе­ни ранней и весёлой художник взял яркие, сочные, чистые краски. А для поздней и грустной - приглушённые, слегка смешанные с чёрным до сероватых оттенков.
Сравни морские картины и расскажи, как с помощью красок (цветовой гаммы) показано разное состояние (настроение) природы.
Нарисуй «хорошую погоду».

 

Список репродукций и предметов искусства, рекомендуемых для рассматривания и бесед в старшем дошкольном возрасте
ЖИВОПИСЬ
НАТЮРМОРТЫ
Врубель М.«Сирень»; Кончаловский П.«Персики», «Сирень», «Сирень белая и розовая»
МанеЭ. «Белая сирень», «Васильки», «Одуванчики»
Машков И.«Розы в хрустальной вазе», «Синие сливы»
Садовников В.«Цветы и фрукты»
Толстой Ф.«Букет цветов, бабочка и птичка», «Клубника»
Хруцкий И.«Натюрморт со свечой», «Фрукты»

ПЕЙЗАЖИ
Айвазовский И.«Волна», «Девятый вал», «Радуга», «Чёрное море»
Бакшеев В.«Голубая весна»
Борисов-Мусатов В.«Весна»
Бродская Л.«Овёс», «Таёжный мороз»
Бродский И.«Осенние листья»
Васильев Ф.«Деревенский пейзаж», «Мокрый луг», «Оттепель»,«Перед дождём» 
Васнецов В.«Река Вятка»
Волков Е.«Ранний снег»
Гаврилов В.«Свежий ветер»
Грабарь И.«Иней», «Мартовский снег»
Грицай А.«Весна в городском парке», «Ледоход»
Дубовский Н.«Притихло»
Жуковский С.«Заброшенная терраса», «Зимний вечер»
Зверьков Е.«Голубой апрель», «Ледоход на Мезени»
Куинджи А.И.«Днепр утром», «Зима», «На Севере диком», «Ночь над Днепром»
Куприянов М.«Абрамцево», «Солнечный день»
Левитан И.«Большая вода», «Весна. Большая вода», «Золотая осень», «Март»,«Озеро. Русь»
Мухин А.«Последний снег»
Остроухов И.«Золотая осень», «Осень»
Поленов В.«Московский дворик»
Полюшенко А.«Май»
Рерих Н.«Небесный бой»
Ромадин Н.«Весна», «Кудинское озеро»
Рылов А.«В голубом просторе»
Саврасов А.«Грачи прилетели», «Осень»
Саврасов В.«Радуга»
Сомов К.«Радуга»
Степанов А.«Журавли летят», «Лоси»
Шишкин И.И.«Берёзовая роща», «Дебри», «Зимний лес», «Зимний лес. Иней»
«Корабельная роща», «Рожь», «Утро в сосновом бору»
Щербаков Б.«Тишина. Озеро Неро»
ПОРТРЕТЫ
Аргунов И.«Автопортрет», «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме»
Боровиковский В.«Портрет Лопухиной»
Брюллов К.«Автопортрет», «Всадница», «Итальянский полдень», «Портрет А.Н. Демидова»
Василенко В.«Юрий Гагарин»
Васнецов А.«Весна» Васнецов В.«Автопортрет, «Гусляры», «Снегурочка»
Венецианов А.«Портрет крестьянской девочки», «Спящий пастушок»
Дейнека А.«Автопортрет», «Бег», «Раздолье», «Тракторист», «Юность»
Кипренский О.«Автопортрет», «Бедная Лиза»
Кончаловский П.«Автопортрет»
Крамской И.«Неизвестная»
Кустодиев Б.«Автопортрет», «Купчиха»
Левитан И.«Автопортрет»
Лиотар Ж.-Э.«Шоколадница»
Ломакин 0.«Портрет экскаваторщикаН. Мокина»
Маковский К.«Дети, бегущие от грозы»
Матейко Я.«Портрет детей художника»
Мурильо.«Мальчик с собакой»
Нестеров М.«Портрет В.И. Мухиной», «Портрет скульптора ИванаДмитриевича Шадра»
Перов В.«Тройка»
Прянишников И.«Воробьи»
Ракша Ю.«Дети на изгороди»
Рембрандт. «Портрет пожилой женщины»
Репин И.«Стрекоза»
Матвеев Ф.«Вид Рима. Колизей»
Пименов Ю.«Новая Москва»
Поленов В.«Московский дворик»
Сергеев М.«Сказание о невидимом градеКитеже»
Щербаков Б.«Ростов Великий»
Юон К.«Купола и ласточки»
Открытки и календари (плакаты) с видами города (или областного центра), в котором проживают дети
Открытки с видами Москвы, Санкт-Петербурга
Открытки с видами столиц зарубежных государств (например, Берлин (Германия), Париж (Франция), Лондон (Великобритания), Рим (Италия), Токио (Япония), Пекин (Китай)
ИЗДЕЛИЯ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
НАРОДНЫЕ ИГРУШКИ
Богородская резная игрушка:
«Мужик и медведь» Л. Смирнова, «Маша и медведь» И. Стулова, «Царь Додон и Звездочёт» И. Стулова
Дымковская (вятская) игрушка: барыня, водоноска, нянька, всадник, лошадка, козёл, баран, индюк, гусь
Русская матрёшка:
загорская, полхов-майданская, разновидности матрёшек -матрёшка-боярыня, матрёшка-бояр

6 октября 2019 в 07:40

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.